Ваш досуг
Елена Сафонова:
" Учительница танцев"
В балете «Жизель» виллисы – это девушки, не дожившие до свадьбы.
Они встают по ночам из могил и губят одиноких путников, завораживая
их своим танцем. Героини нового телесериала «Виллисы» ради балета
жертвуют всем, даже любовью… Елена Сафонова сыграла в этом фильме
одну из главных ролей.
– Если коротко: о чем этот фильм?
– «Виллисы» – история о любви. Она – балерина, он – начинающий
журналист. А я играю педагога балетного училища. История не о деньгах
и не о крови, а о чувствах, которые мы испытываем или не испытываем
друг к другу. Что меня и привлекло. Честно говоря, поначалу хотела
отказаться от роли: я была безумно уставшей. Но прочла сценарий
и увидела настоящий материал. Мою роль – балетного педагога – нельзя
сыграть, что называется, «с налета». Нужно, чтобы зрители поверили
в то, что я имею к этому отношение, чтобы их не сбивало мое несоответствие
балетной атмосфере, всем этим девочкам с телами гибкими, как лианы...
– И как вы входили в роль?
– Ходила в балетный класс, наблюдала. И очень комплексовала перед
балеринами. В фильме снимались не маленькие девочки из училища,
а профессиональные артистки балета. Я спрашивала их, какие замечания
им делать, что поправлять. И, глядя на них, постоянно получала эстетическое
удовольствие. Это такой красоты работа! Даже когда они устают, когда
пот течет – все равно красиво. Фантастическое искусство!
– Художественным фильмам о балете грозит опасность стать «кино
не для всех», интересным лишь балетоманам…
– Опасность, быть может, и есть, но риска потерять зрителя нет.
Можно сделать фильм про токарей, про слесарей – и это будет интересно
всем. Все зависит от профессионализма. Именно за профессионализм
я очень ценю Никиту Михалкова, какие бы отношения у нас ни складывались
на съемочной площадке. Считаю его лучшим российским режиссером.
Он все делает по-настоящему. Мы уже досыта насмотрелись неточного,
приблизительного…
– А кого из актеров, с которыми вам приходилось работать, вы считаете
высокими профессионалами?
– Таких очень много, мне не хотелось бы кого-то обидеть, случайно
не назвав. Но совершенно особенным был Виталий Соломин. Фантастический,
абсолютный профессионал! Это всегда меня в нем восхищало. Притом
что Виталий был человеком необщительным, за пятнадцать лет нашего
знакомства, дай бог, чтобы мы пять слов сказали друг другу во время
съемок. Обычно он сидел в стороне, работал над ролью, ждал, когда
позовут на площадку.
– В фильме «Очи черные» вы снимались вместе с Марчелло Мастроянни.
И позже в одном интервью сказали, что он не произвел на вас впечатления…
– Какая ерунда! Никогда в жизни этого не говорила. Я сказала, что
Мастроянни не производил впечатления звезды. Я безумно не люблю
определение «звезда». Если вы назовете меня артисткой, вы мне польстите,
если звездой – это будет в какой-то мере даже унизительно. Звезда
– это другая профессия, это человек, занимающийся карьерой. Артист
– человек, занимающийся профессией. Марчелло – актер высочайшего
профессионализма.
– Правда ли, что Мастроянни подарил вам платье?
– Правда. Первый в моей жизни – жизни советской девушки – вечерний
наряд от Унгаро. Я храню его и иногда в нем появляюсь.
– А почему он вдруг сделал вам подарок?
– Не потому, что мы были любовниками, этого никогда в жизни не
было. Мастроянни не оказывал мне никаких особых знаков внимания,
был одинаково вежлив со всеми. Думаю, это было связано с тем, что
«Очи черные» – первый после падения железного занавеса советско-итальянский
фильм. И подарок русской артистке был жестом дружбы, не более того.
Мастроянни очень трогательно ко мне относился. Как папа.
– Как он угадал размер, фасон, цвет?
– Размер наверняка спросил у художника по костюмам. Фасон классический,
поэтому никогда не выйдет из моды. Собственно, это не платье, а
широкие брюки, которые смотрятся как пышная бальная юбка, корсаж
с декольте и блестящий пиджачок.
– Вы несколько лет жили и работали во Франции. Отличаются ли французские
актеры от наших?
– Актеры так же учат текст и пытаются понять, что происходит в
душе их героев. Различаются стиль работы и стиль жизни. Кроме «Комеди
Франсез», там нет государственных театров, только антреприза. Стиль
работы совершенно другой. У нас к нему не хотят привыкать, потому
что надо быть расторопнее, крутиться, искать деньги на проекты.
А для меня антреприза – единственно приемлемый способ существования
в театре, потому что не надо жить в коллективе. Пришла, поработала,
ушла. И… все расстались друзьями.
– Какие требования вы предъявляете к роли?
– Главное – история. Если нет интересной истории, а фильм снимает
хороший режиссер, давний приятель, я стараюсь нежно отговорить его
от мыслей о моем участии в картине.
– Режиссеры долго использовали вас в образе героини «Зимней вишни»:
«очень красивая и очень несчастная». Вам хочется играть что-то другое?
– Хочется играть хорошие роли. Жанр не важен: полицейские истории,
экшн, комедии, лишь бы был материал. Сейчас заканчивается работа
над сериалом, который снимается уже пять лет, – «Все красное» по
роману Иоанны Хмелевской. В нем у меня другой имидж. Судя по всему,
фильм должен получиться зрелищным, красочным и очень смешным.
– Как вы отдыхаете? Ходите в театр, кино?
– К сожалению, в последние полгода совершенно нет времени куда-то
выбраться. Работала с утра до ночи и с ночи до утра, посуду иногда
не успевала помыть, приходила и падала от усталости. Много снималась,
ездила со спектаклями. Сейчас начнутся каникулы, пойдем с ребенком
в кино.
Автор: Татьяна Демидова
|