"Коммерсантъ-Daily",
24.07.1999
Елена Сафонова:
"Я актеров не делю на мужчин и женщин"
На приеме в итальянском посольстве по случаю Московского кинофестиваля
были вручены медали мэрии Рима российским кинематографистам - Александру
Адабашьяну, Павлу Чухраю и Елене Сафоновой. На следующий день ЕЛЕНА
САФОНОВА ответила на вопросы корреспондента Ъ АНДРЕЯ Ъ-ПЛАХОВА.
- Расскажите, как вы жили и работали во Франции.
- Я кое-что поняла. Пока нам на Западе отведено в кино скромное
место. Меня это не возмущает: в чужое королевство со своими правилами
не приходят. Не надо обижаться, что нам не предлагают сразу главных
ролей, хотя мы профессионалы и многое умеем. Но пока наших людей
культуры воспринимают сквозь призму политики нашего государства.
А это нехорошая призма. Нашу страну боятся как ненадежного партнера.
И как бы нас конкретно ни любили и ни ценили, все равно на нас падает
тень этой ненадежности. Вот еще почему не надо претендовать на какое-то
заметное место. Лучше доказать, что мы умеем достойно сделать что-то
небольшое. И заставить себе поверить.
- И все-таки вам не так мало удалось сделать во Франции: пять фильмов,
среди них такая отличная роль, как в "Аккомпаниаторше"
Клода Миллера. Марина Неелова тоже живет во Франции, но там у нее
нет ролей.
- Это связано с языком. Когда я приехала во Францию, уже знала
язык. Постепенно они привыкли к моему акценту, он им даже нравится.
Но язык необходим. Когда я слышу разговоры о том, пусть они сами
учат русский, даже не улыбаюсь. Если мы хотим там работать, надо
выучить язык, это не так уж трудно. Что касается "Аккомпаниаторши",
это неплохая роль, хотя и не "отличная", как вы сказали.
Еще было четыре картины во Франции и два спектакля, на самом деле
очень немного, хотелось бы больше.
- Вы из актерской семьи. Именно это стало причиной вашего профессионального
выбора?
- Я всегда знала, что буду актрисой. Я выросла в актерской среде.
У моего отца Всеволода Сафонова в гостях постоянно бывали Леонов,
Евстигнеев, Папанов. Их шутки, их юмор, то, как они работают, -
все было на виду. И жила я у "Мосфильма": мы детьми бегали
туда играть и видели через окно, как гримируется Евстигнеев, и бросались
в окно снежками, а он грозил нам салфеткой... Да я ничего другого
и не умею, разве что готовить.
- Значит, вы сразу нашли свое место в жизни?
- Начиналось все с картины Аиды Манасаровой "Ищу мою судьбу".
Я сыграла в ней, имея десять классов за спиной, потом поступила
во ВГИК, откуда бесславно ушла через год. Уехала в Питер и стала
учиться в театральном.
- Вашей первой большой ролью стала певица Соломея Крушельницкая
в фильме "Возвращение Баттерфляй".
- Да, там меня впервые заметили. И хотя с дистанции времени эта
роль кажется мне претенциозной, все равно "Баттерфляй"
запомнился как красивый фильм. Я приехала тогда на пробы в джинсиках,
совсем девчонка, и режиссер Олег Фиалко долго колебался. Говорил:
"Понимаете, вы должны будете сыграть очень сильную, мужественную
женщину". Меня это разозлило, и я сказала: "С моим характером
(а он у меня мерзкий) вы еще столкнетесь. Мужественности мне не
занимать, а вот попробуйте открыть во мне женственность".
- Женственность в вас открылась в "Зимней вишне".
- Это уж точно. После этого тип "лирической героини"
преследует меня. И только сейчас я тихо, немалыми усилиями из этого
болота выкарабкиваюсь - в "Поклоннике" Николая Лебедева,
в "Женской собственности" Игоря Месхиева. Доказываю, что
могу играть не только это и что мой возраст, мой опыт открыл мне
какие-то другие возможности.
- А что для вас означали "Очи черные"?
- Я горжусь этой ролью, хотя знаю, что картина в Москве тогда всем
не понравилась. Я не разделяю этого отношения, но понимаю, откуда
оно возникло. Там есть, конечно, реверанс в сторону Запада, но в
рамках допустимого. Многие критики и кинематографисты тогда не поняли,
что это прежде всего игра.
- Восприняли фильм как "все на продажу"?
- Это и было на продажу. Но мы к этой "продаже" не были
готовы, не понимали, что фильм можно еще и продавать.
- Многим казалось, что на продажу идет "символ русской духовности",
так вас, кажется, называли?
- Все это потом придумали критики. Я не играла никакой символ.
Просто маленькую женщину с обычной внешностью (каких я не раз встречала
в жизни), которая вдруг стала главной любовью в жизни героя Мастроянни.
- Ваша встреча с Михалковым не нашла творческого продолжения.
- Я считаю его очень большим, очень талантливым режиссером. Но
мы совершенно разные. И я не вижу в этом никакого горя - ни для
него, ни для себя.
- Какое кино вы любите смотреть?
- Должна признаться, что я равнодушна к авторскому кино, к самовыражению
режиссера. Для меня таким режиссером является Балабанов. Я желаю
ему всяческого успеха, но лично мне такое кино не очень интересно.
- Как вы относитесь к артистам, которые занимаются политикой?
- Да хорошо отношусь - к тем, кому по природе это не противопоказано.
- Какие удовольствия в жизни вы предпочитаете?
- Люблю хорошую еду, комфорт, люблю себя побаловать, но, увы, редко
это делаю. Мешают обязанности, заботы и финансы. И чувство долга
проклятое. Люблю, когда все просто. Не люблю двусмысленности. Люблю
заниматься домом, а путешествия предпочитаю только тогда, когда
куда-то конкретно хочется, а не просто быть туристом.
- Как вы относитесь к мужчинам-актерам?
- Можно, я не буду отвечать на этот вопрос? Я в принципе к актерам
отношусь хорошо. И не разделяю их на мужчин и женщин. Может, это
и будет ответ на ваш вопрос. Что касается мужчин вообще... Как среди
женщин бывают женщины, бабы и девчонки, так есть мужчины, есть мужики,
а есть просто жлобы. Вот мужчин люблю, а остальных нет.
- Вы были на открытии Московского фестиваля? Что вы думаете о нем
в частности и о фестивалях вообще?
- К сожалению, быть на открытии не получилось. По самым банальным
бытовым причинам. Кризис, все разбежались по углам, и вдруг - фестиваль...
Вообще я люблю фестивали. Но терпеть не могу заседать в жюри. В
прошлом году я зареклась это делать и очень подозреваю, что не наврала.
Это всегда какая-то интрига: кто с кем дружит и тому подобное. Я
не умею в этом участвовать.
- Как же фестивали без жюри?
- Но ведь это не только жюри. А наряды? А общение? А просто напомнить
людям о том, что кино существует, что профессия никуда не делась
и что мы каким-то образом выплывем - даже несмотря на особенности
нашей страны.
|