АиФ
Елена Сафонова:
"Романтика - это ложь"
Мы встретились с Еленой во МТЮЗе, где она играет главную роль в
антрепризе (актерская труппа, которая собирается, чтобы сыграть
одну пьесу) "Опасный, опасный и еще раз опасный" по пьесе
Леонида Филатова.
- Ваша роль в "Зимней вишне" - не про это ли говорят:
"Не кличь судьбу"?
- Не верю, что роли могут как-то судьбу накликать. Мне и в голову
это никогда не приходило. Есть артисты, не буду называть имен, у
которых один к одному все складывается, но никто почему-то не обращает
на это внимания и не говорит, что они накликали судьбу.
- Не ожидала увидеть вас, лирическую героиню, в роли похотливой
интриганки в "Опасном".
- А я считаю, что это абсолютно мой материал. Очень рада, что Сережа
Виноградов пригласил меня в этот спектакль. В кино меня использовали
в одном-единственном качестве - "главной матери-одиночки страны".
Но это личная проблема режиссеров. Ну и моя беда, естественно: мне
не очень давали возможность себя актерски проявить. Моя героиня
в "Опасном" - женщина, у которой нет ничего, кроме похоти.
Хотя я играю так, что для нее-то это все равно любовь. Как может,
так любит. Леня Филатов написал вещь очень опасную. Это могло бы
перейти в пошлость. Но этого не происходит. Будучи человеком интеллигентнейшим,
Леня даже если захочет написать пошлость, у него это не получится.
- В скольких спектаклях вы сейчас задействованы?
- Играю три антрепризных спектакля. Меня поражает, честно говоря,
когда наши профессионалы говорят пренебрежительные слова об антрепризе:
"Халтура". Нет, извините. Если ты халтурщик по природе,
то где бы ты ни работал, ты будешь делать халтуру. Я, наоборот,
в стационарный театр не пойду больше никогда в жизни. Сидение в
гримерках, интриги... Когда закончила институт, меня взяли в Театр
Комиссаржевской, где артистки жестоко боролись за роли. Зачем все
это? Я понимаю, если бы кто-то из выдающихся западных режиссеров
раз в жизни предложил мне сыграть роль и мне бы этого сделать не
дали. Но когда ты сегодня выходишь с опахалом, а завтра - с чашкой
кофе и говоришь: "Кушать подано"...
Сказки для взрослых
- Пьеса Филатова и оригинал "Опасные связи" де Лакло -
совершенно разные произведения. Какая вам версия больше нравится
- когда совратитель вдруг становится на путь истинный или когда
до старости лет остается развратником, как у Филатова?
- Я предпочитаю видеть правду. Если мужчина донжуан, то не надо
ждать от него подарков судьбы. Ах (с пафосом), вдруг он встретил
светлую душу, и переродился, и стал совершенно иным! Да никогда
в жизни! Это сказка для детей. Я женщина абсолютно неромантического
склада. Когда встречаю мужчину, который предлагает мне взглянуть
на звезды, мне ужасно смешно становится.
- А мне кажется, это такой кайф - взгляды, недоговоренность, прикосновение...
- Так это же совершенно разные вещи! Романтика - это ложь. А то,
о чем вы говорите, - это зарождение чувств. Сантименты - я их очень
люблю.
- А "романтизм", о котором вы говорите, откуда он берется
в людях?
- Думаю, от пустоты. Я встречала таких мужчин, тесно, близко и
долго общалась с ними... (Грустно улыбается.) Кто-то может любить,
а кто-то - нет, даже если очень хочет. Пусто внутри. Вот тогда человек
и говорит: "Посмотри, какая картина". При этом он ничего
не видит! Если человек видит, то ничего не будет говорить. Он просто
будет смотреть на нее.
В гостях хорошо...
- Несколько лет вы жили и работали во Франции. Жалеете, что вернулись
в Россию?
- А что тут жалеть? Там скучно. И безумно сложно. Здесь очень хорошо
жить. Мы во многих вещах настолько нецивилизованны, что можем позволить
себе расслабиться. А там - огромное количество бюрократических препон!
Если к тебе приехали гости, ты обязан пойти в полицию, зарегистрировать
их. Если снимаешь квартиру и пропустил посещение жандармерии по
поводу приписки к этому району - это наказуемо административно.
- Елена, младшего сына у вас отсудил после развода муж-француз.
Вам удается общаться с Сашей?
- Нечасто, но удается. Судебные процессы в общей сложности длились
больше трех лет. Благодаря юридическим заморочкам и запугиваниям
удалось выбить встречи.
- А чем вы могли запугать бывшего супруга?
- Начать процесс в России. Иностранцам так страшно все, что связано
с Россией. Им кажется, что здесь снега, сугробы, бандиты... Если
здесь, в Москве, начнется судебный процесс, то будет совсем хана.
Абсурдно и смешно.
- У нас практически никогда ребенок после развода не остается с
отцом.
- Там тоже. Но у них есть одно интересное правило, введенное еще
Наполеоном (хотя в законах это нигде не записано): человек, родившийся
на территории Франции, имеет право до совершеннолетия проживать
в этой стране. Вы можете быть арабкой, русской, англичанкой, но
если ребенок родился там и вы захотите покинуть территорию этой
страны вместе с ним, вам этого сделать не дадут.
- Сколько лет вы уже в разлуке с младшим сыном?
- Очень долго. Уже 5 лет.
- Он говорит по-русски?
- Нет, не говорит.
- Боль из-за того, что отняли ребенка, со временем притихает?
- Немного притихает. Но я по Саше безумно скучаю... Это постоянная
нехватка чего-то, что очень важно в твоей жизни. И ничто этого не
возместит и не заменит...
Автор: Ольга Шаблинская
|