Пресс-конференция в Доме журналиста

 

Елена Сафонова: о жизни
Игорь Масленников: не хуже мексиканских

Информация о скором выходе на экраны восьмисерийной "Зимней вишни - 3" повергла многих в сладостное ожидание. Еще бы! Почти десять часов новых встреч с любимыми героями. Но вот сериал закончился, и прошло достаточное время для подведения итогов. Я опросил десятки своих знакомых в столице и за ее пределами. В лучшем случае мне сказали, что фильм "не поняли", в худшем - "мура". Что же произошло?


"Зимняя вишня - 1",

или Ищите мужчину


Строго говоря, номер один здесь не уместен. Это был действительно сильный, красивый, а главное, логически и композиционно законченный фильм, не требующий никаких порядковых номеров. Его несомненная удача заключалась именно в глубоком исследовании и раскрытии близкой для миллионов темы женского одиночества, жажды обыкновенного человеческого счастья и любви. Помните финальную сцену, когда героиня покидает "мерседес", везущий ее в сказочную Женеву, и пересаживается в простенькие "Жигули"? Конечно, гротеск, но как сделано! И музыка...

Вторая линия фильма, которая лишь оттеняла и подчеркивала первую, - это "мужская" линия. Мастерски созданные образы трех мужчин (первый хочет, но не может, второй может, но не хочет, третий и хочет, и может, но остается ни с чем) оказались более чем узнаваемы зрителями и никого не оставили равнодушными. Плюс великолепно подобранный актерский ансамбль.

Не удивительно, что в том, уже таком далеком 85-м, "Зимняя вишня" стала настоящим событием и одним из самых любимых фильмов.


"Зимняя вишня - 2",

или Ищите женщину


Ее появление на свет уже немножечко попахивало коньюнктурой. Хорошо известна западная схема, когда за каким-либо фильмом, имевшим громкий успех, появлялись продолжения под грифом "2", "3" и т.д. Причем, как правило, они были хуже, чем "базовый" фильм, хотя могли быть много круче и навернутей.

Создание "ЗВ-2", судя по всему, пошло по этой же схеме. Фильм получился слабее, хотя и представлял вполне определенный интерес благодаря исследованию второй, не менее актуальной проблемы - мужского одиночества. Теперь уже женская линия и сама "вишня" отошли как бы на второй план, оттеняя основную линию.

Миллионы мужчин могли узнать себя во вполне благополучном внешне, но глубоко несчастном внутренне герое картины. Его метания, переживания и проблемы заставляли сопереживать и как бы со стороны смотреть на самих себя.

Была в "ЗВ-2" и своя кульминация, не уступающая по силе "мерседесу" из первой картины: тоненький детский голосок, долетевший от солнечных небоскребов, безумный крик - и пьяная, ничего не понимающая толпа, танцующая вокруг. Поэтому хоть "ЗВ-2" и не стала телевизионным событием, но вылилась во вполне приличный и узнаваемый фильм.

Небезынтересно отметить, что и этот фильм был вполне закончен и по логике, и по сюжету.


"Зимняя вишня - 3",

или Ищите тему


Если "ЗВ-2" была прямым следованием за западной модой фильмов-продолжателей, то "ЗВ-3" стала откликом на страсть к "мыльным операм". Конечно, задумка была масштабная и многообещающая. Но создатели телесериала, по-моему, просто не поняли, чем "брали" зрителей первые "вишни", в чем было их истинное очарование. Эта ситуация напомнила мне случай с фильмом-продолжением "Трех мушкетеров", вышедшим под названием "Двадцать лет спустя". Вместо лиричного, динамичного и пропитанного тонким юмором "базового" фильма получилось пять скучных серий и не боевика, и не комедии, и не мюзикла.

Оказалось, что просто собрать старую актерскую команду, взять созданные образы, отработанные приемы и даже полюбившиеся мелодии - недостаточно для создания нового телевизионного "хита". Гораздо важнее уловить дух фильма.

Точно такая же ситуация повторилась и с "ЗВ-3". Ни прежние актеры, ни старые герои, ни даже огромные куски, интегрированные из старых фильмов, не смогли спасти сериал, сделанный без понимания того, в чем была главная прелесть первых фильмов.

Уж, казалось бы, 8 серий! Столько всего можно охватить, сколько проблем "раскрутить". Это и тема одиночества стариков-родителей, живущих без заботы о внуках, проблемы детей, воспитывающихся без отцов, или мотивы оторванности от Родины. Все это могло бы привлечь к фильму определенную категорию зрителей, заставить сопереживать. Но все они прозвучали поверхностно...

Это стратегический просчет. Но есть и разные "мелочи", которые по меньшей мере непонятны. Здесь и явная переигранность многих сцен типа проживания Соломина на раскладушке в заброшенном доме плюс продолжающиеся встречи со "слоником", приправленные коммерческими интересами. Это и удивительная способность главной героини к поиску крутых мужей. По сути тонкая и бескорыстная Лена, полюбившаяся зрителю в первом фильме, превращается просто в настоящую охотницу за выгодными мужьями. Ведь если загранработник Герберт в "ЗВ-1" воспринимался как случайность и сорвался под напором обстоятельств, то удачный брак с иностранцем и переезд в США в "ЗВ-2" уже подозрителен (в первый раз предлагалась Женева, и то на время). А когда в сериале выясняется, что первый муж Лены был тоже "не прост" и также давно перекочевал в Штаты, где преуспевает на научном поприще и в конечном счете выгодно пристраивает их первого ребенка, то подозрительность перерастает в убежденность.

Вообще тяга всех героев "вон из России" также не может не удивлять, а "хэппи энд" просто поражает. Герои находят свое счастье и покой в собственной просторной усадьбе, стоящей на самом берегу моря, в тихом и уютном французком городке. Неплохая концовка для "российского" сериала. Как я понимаю, основную идею и мораль из этого зрителю предлагается извлечь самому.

"ЗВ-3" не первая российская "опера", не принятая зрителем. Ни "Мелочи жизни", ни "Горячев и другие" не дотягивают до самой занюханной "Замарашки". Многие в связи с этим даже начали поговаривать о том, что отечественный кинематограф не способен в принципе создать смотрибельные сериалы, а российский зритель их оценить. Но есть ведь "Семнадцать мгновений весны", "Вечный зов", "Следствие ведут Знатоки". И дело тут не в национальных особенностях, а в идеологии (в нормальном понимании этого слова) и вечных ценностях, затронутых в той или иной "опере".

Андрей ЕМЕЛИН О нашумевшем сериале размышляют режиссер Игорь Масленников и сама "Зимняя вишня" - Елена Сафонова.


- Зачем нужно было перерабатывать два полноценных фильма в сериал?

И.М.: - Дело в том, что телевидение и кино преследуют совершенно разные цели. То, что хорошо смотрится на большом экране, не всегда удачно по телевизору. А потом чем больше фильмов хороших и разных, тем лучше.

Какое-то время назад телевидение стало погружаться в мексиканскую сериальщину за полным отсутствием хорошей отечественной продукции. Нужно было создать противовес. Идею о продолжении "Зимней вишни" нам подал "внешний раздражитель" - Белла Куркова. Когда на художественном совете встал вопрос, что "запустить" в первую очередь, по ее подсказке мы решили из двух фильмов, продолжив и завершив эту историю, сделать и выпустить отечественный сериал на современную тему.

- А может быть, зрителям как раз больше подходят мексиканские, где-нибудь серий на тысячу, чтобы хватило до конца жизни?

И.М.: - Во-первых, 8 серий - это еще не предел. У нас есть проект серий на сто, но нет организации, которая взялась бы его профинансировать. Нельзя предсказать, как изменятся нравы у нас в стране через пару лет и вернутся ли эти деньги назад. Но я не согласен с вами, что российский зритель не настроен смотреть отечественную продукцию. Обратное доказывает прокат наших сериалов - "Вечного зова", "Семнадцати мгновений весны". Просто, к сожалению, сейчас отечественные сериалы делаются второпях, кое-как, наспех, по дешевке. Нужно преодолеть этот этап второсортности. Есть тоска по качественному российскому кино. К тому же, мне кажется, "мексиканская" болезнь уже проходит. Нужно "наесться" этим до упора, и больше не захочется.

Е.С.: - А потом, конечно, интересно наблюдать за перипетиями в судьбе "просто" Марии, но никакого отношения к российской жизни она не имеет. Русская женщина не может представить себя на месте Тропиканки, Мариелены или Замарашки, для нее мексиканские сериалы - это сказка. Не утверждаю, что сказка - это плохо, я сама с большим удовольствием смотрела "Рабыню Изауру". Но всегда хочется увидеть фильм, в котором ты мог бы примерить себя на роль главного героя. Прикинуть, могла ли та же самая красивая или некрасивая история произойти с тобой.

- Как вы думаете, будут ли смотреть "Зимнюю вишню" в Мексике?

И.М.: - У нас уже есть контракты с некоторыми странами. Первой отреагировала Аргентина. И не случайно. Несколько лет назад я ездил туда с "Зимней вишней-1", чтобы показать ее аргентинцам. А оказалось, что картина уже закуплена, ее все посмотрели и Елена Сафонова стала русской актрисой номер один в Аргентине. Первый фильм у нас закупили 25 стран, и мы собираемся "пройтись" по ним снова.

- А чем, на ваш взгляд, "Зимняя вишня- 3" привлечет российского зрителя?

И.М.: - Эта картина интересна тем, что она является временной летописью жизни. Первые эпизоды снимались 10 лет назад, вторые - 5, последние недавно. Интересно наблюдать, как выглядят те же актеры спустя какое-то время. Обычно их приходится гримировать, одевать в старую одежду - стилизовать под ретро. Здесь никакого ретро нет.

И хотя все события фильма касаются личной жизни, они проходят на фоне того, что происходило со страной в течение 10 лет. Поэтому "Зимняя вишня" - это историческая летопись тоже.

Правда, чтобы выстроить протяженный кинороман, в старые фильмы пришлось "доснимать" новые куски, но мы, по возможности, старались сделать такое "вмешательство" незаметным. Вообще "Зимняя вишня-3" строилась уже на готовом эстетическом материале, от которого нельзя было уходить и в новых сериях. В связи с этим мы испытывали затруднения. За 10 лет техника ушла вперед, сейчас используются другие приемы сьемки.

- Елена Всеволодовна, насколько для вас как для актрисы были интересны сьемки в этом сериале?

Е.С.: - Сильнее всего я была влюблена в самый первый фильм, "Зимнюю вишню-2" я любила уже больше "по памяти". А последняя работа была для меня хорошим развлечением. Это не значит, что я меньше выкладывалась на сьемках, просто задачи на сьемочной площадке возникали другие. Это была скорее не какая-то новая работа, а некоторое подведение итогов. Приходилось играть то, что давно уже сыграно. Но я не могу сказать, что насиловала себя и страдала. Мне приятно было снова встретиться с режиссером, это уже не первая наша совместная картина, поэтому сьемки в "Зимней вишне-3" были для меня чем-то вроде приятной семейной обязанности.

- А новые постановки?

Е.С.: - В Россию я приехала на сьемки фильма, который будет называться "Женщина президента". Режиссер прислал мне сценарий с "ремаркой": "Лена, роль написана для тебя!" Когда я его прочитала, отказаться не было сил. Это не политическая история, хотя речь в ней идет о президенте России. Это очень необычная, небанальная, лихо закрученная история любви. До конца невозможно догадаться, чем она закончится. Блестящий сценарий, мастерски составленные диалоги: ничего ни добавить, ни убрать. По ритму, по накалу - нечто необыкновенное. Два человека - мужчина и женщина - сражаются друг с другом, любя друг друга и являясь одним существом.

- А какая была ваша последняя работа за границей?

Е.С.: - Режиссер, с которым я работаю во Франции, нашел удивительной красоты текст Марины Цветаевой на французском языке. Меня поразило, что она написала на французском языке так, как умела обращаться с русским, - ломая слова, придумывая новые. Режиссер предложил мне сделать из этого текста моноспектакль. Было неизвестно, что из этого получится, но, кажется, обошлось. Спектакль принят французской публикой хорошо.

Автор: Наталья БУНЯКИНА










Hosted by uCoz