Биографический обзор:
САФОНОВА ЕЛЕНА ВСЕВОЛОДОВНА (род. 14 июня 1956 г.) российская актриса
Елена родилась в Ленинграде в актерской семье, ее отец — Всеволод
Дмитриевич Сафонов (1926-1992) — был известным актером театра и
кино. Уже в пятилетнем возрасте девочка часто сопровождала отца
на съемочные площадки и с упоением наблюдала процесс создания фильмов.
Казалось бы, сама судьба определила ей быть актрисой, но она не
спешила со своим выбором. После школы Елена два года работала библиотекарем
и только потом поступила на актерский факультет Всесоюзного института
кинематографии (ВГИК). Проучившись здесь два года, она вернулась
на свою родину, в Ленинград, где продолжила учебу в Институте театра,
живописи и кино. Сейчас это учебное заведение называется Санкт-Петербургской
государственной академией театрального искусства.
После окончания института в 1981 году Сафонова один сезон играла
в театре имени В.Комис-саржевской, потом снялась в нескольких небольших
эпизодических ролях. И только через десять лет наступил ее звездный
час. В то время режиссер И.Масленников готовился к съемкам фильма
«Зимняя вишня» и собирался пригласить на роль героини актрису Н.Андрейченко.
Но она как раз выясняла свои взаимоотношения с американским режиссером
и актером М.Шеллом, за которого впоследствии вышла замуж. Андрейченко
часто уезжала в Америку и не могла сосредоточиться на серьезной
работе. Масленников стал искать другую актрису на роль героини и
в конце концов предложил ее Сафоновой. К тому времени Елена Сафонова,
как считали в актерских кругах, уже раскрылась в своих небольших
ролях (чаще других обычно вспоминали роль певицы Соломин Крушельницкой
в картине «Возвращение Баттерфляй», 1982), но для режиссера она
во многом оставалась «темной лошадкой» . Тем не менее Сафонова получила
эту роль и прекрасно сыграла ее.
Сама же актриса объясняет свой успех тем, что зрителю хотелось
простых и искренних чувств. Он и получил простую историю с понятными
страстями и эмоциями. Добавим только, что для того, чтобы показать
разные оттенки чувств, нужно быть не просто хорошей, но и разносторонней
актрисой, обладающей к тому же незаурядными драматическими способностями.
«Зимняя вишня» принесла Сафоновой широкую популярность и признание
коллег по искусству. В 1985 году она была названа лучшей актрисой
года, в 1986 году получила премии за лучшее исполнение женской роли
на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате. Но главный показатель
успеха заключался в том, что актрисой заинтересовались именитые
режиссеры и стали наперебой приглашать ее сниматься. Теперь она
получила возможность попробовать свои творческие силы в работе с
разными режиссерами. Следующую большую роль Сафонова сыграла в фильме
Н.Михалкова «Очи черные», который, в отличие от Масленникова, работающего
легко и с юмором, показался актрисе настоящим деспотом. Михалков
заранее выстраивает определенный мир фильма и предоставляет актеру
свободу творчества только в жестких рамках своего видения будущей
картины. В фильме «Очи черные» (1986) Сафонова сыграла роль Анны
и была удостоена приза «Давид Ди Донателло». Работа в этих двух
фильмах показала, что на данном этапе наиболее органичным жанром
для Сафоновой является мелодрама. В жанре мелодрамы был также снят
фильм И.Дыховичного «Принцесса на бобах» (1995), где Сафонова сыграла
роль Шереметевой. Это был очередной успех актрисы, она получила
за свою роль премию Со-чинского кинофестиваля и фестиваля актеров
кино «Созвездие».
В современном российском кино Сафонова развивает амплуа интеллектуальной
героини. В этом качестве она выглядит на экране вполне естественно,
поскольку и в жизни обладает незаурядным умом, постоянно анализирует
свою собственную игру, манеру и стиль режиссера. Например, режиссер
Дыховичный заинтересовал актрису тем, что он проживает содержание
фильма как собственную жизнь, полностью растворяясь в его сюжете.
Примерно в то же время Сафонова получила еще один приз, «Нику»,
за лучшую женскую роль в картине «President & его женщина» сценариста
и режиссера Е.Райской.
Ко времени съемок последних двух фильмов Сафонова уже жила на два
дома: она вышла замуж за французского актера С.Лабартона и переселилась
в Париж, регулярно наезжая в Москву, где у нее оставалась работа.
Общение с французами обогатило представления Сафоновой об этом
народе. Она убедилась, что все люди очень похожи друг на друга,
несмотря на то, что живут они в разных условиях. Для нее не составило
труда полностью перейти на французский язык. В новом браке у Сафоновой
родился второй сын, и с детьми она тоже разговаривает по-французски.
Освоив другой менталитет, Сафонова через некоторое время продолжила
во Франции и свою профессиональную карьеру. Она сыграла в том же
спектакле, где был занят ее муж, — в пьесе Жан-Мари Бессе, посвященной
гей-культуре. Русская актриса блестяще справилась со своей ролью
и заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого Сафонова получила
сразу несколько предложений от французских режиссеров, одно из них
очень заинтересовало актрису. Она должна сыграть жену С.Дали, русскую
по происхождению. Чтобы легче войти в новую среду, Сафонова решила
играть во французском кино и театре роли иностранок. Она уже работает
над ролью М.Цветаевой в парижском «Театре 13».
За то время, что она живет во Франции, актриса снялась и в нескольких
европейских картинах — «Аккомпаниаторша», «Женщина на ветру», «Мадемуазель
О», «Ветер с Востока», «Посмотри на меня».
После довольно продолжительного перерыва Сафонова снова вернулась
в российское кино, снявшись в продолжении картины «Зимняя вишня»
у режиссера Масленникова. А сейчас она занята у режиссера А.Зернова
в сериале «Все красное», своеобразном дайджесте по произведениям
польской писательницы И.Хмелевской, которая свои детективные истории
разбавляет не менее интересно закрученной личной интригой. Так что
Сафонова продолжает играть женщин с разными судьбами и непростыми
проблемами. Для нее главное, чтобы роль не была скучной. Ведь она
и в жизни любит посидеть на кухне с подругами, подурачиться, пошутить.
Поэтому она не похожа на своих экранных трагических и драматических
героинь.
Елена Сафонова считает, что она состоялась как актриса. Причем
в равной степени в двух странах — России и Франции. Возможно, именно
поэтому она и живет с чувством глубокого удовлетворения. Даже одевается
она так, как видит себя, и главным в одежде считает удобство. Косметику
же предпочитает французскую.
Никаких диет и специальных операций по уходу за кожей не признает,
полагая, что все должно быть естественным. Возможно, в этом и заключается
секрет обаяния актрисы —в любых обстоятельствах оставаться самой
собой, не стараясь подделываться под вкусы окружающих
|