Биографический обзор:

 

САФОНОВА ЕЛЕНА ВСЕВОЛОДОВНА (род. 14 июня 1956 г.) российская актриса

Елена родилась в Ленинграде в актерской семье, ее отец — Всеволод Дмитриевич Сафонов (1926-1992) — был известным актером театра и кино. Уже в пятилетнем возрасте девочка часто сопровождала отца на съемочные площадки и с упоением наблюдала процесс создания фильмов. Казалось бы, сама судьба определила ей быть актрисой, но она не спешила со своим выбором. После школы Елена два года работала библиотекарем и только потом поступила на актерский факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК). Проучившись здесь два года, она вернулась на свою родину, в Ленинград, где продолжила учебу в Институте театра, живописи и кино. Сейчас это учебное заведение называется Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства.

После окончания института в 1981 году Сафонова один сезон играла в театре имени В.Комис-саржевской, потом снялась в нескольких небольших эпизодических ролях. И только через десять лет наступил ее звездный час. В то время режиссер И.Масленников готовился к съемкам фильма «Зимняя вишня» и собирался пригласить на роль героини актрису Н.Андрейченко. Но она как раз выясняла свои взаимоотношения с американским режиссером и актером М.Шеллом, за которого впоследствии вышла замуж. Андрейченко часто уезжала в Америку и не могла сосредоточиться на серьезной работе. Масленников стал искать другую актрису на роль героини и в конце концов предложил ее Сафоновой. К тому времени Елена Сафонова, как считали в актерских кругах, уже раскрылась в своих небольших ролях (чаще других обычно вспоминали роль певицы Соломин Крушельницкой в картине «Возвращение Баттерфляй», 1982), но для режиссера она во многом оставалась «темной лошадкой» . Тем не менее Сафонова получила эту роль и прекрасно сыграла ее.

Сама же актриса объясняет свой успех тем, что зрителю хотелось простых и искренних чувств. Он и получил простую историю с понятными страстями и эмоциями. Добавим только, что для того, чтобы показать разные оттенки чувств, нужно быть не просто хорошей, но и разносторонней актрисой, обладающей к тому же незаурядными драматическими способностями.

«Зимняя вишня» принесла Сафоновой широкую популярность и признание коллег по искусству. В 1985 году она была названа лучшей актрисой года, в 1986 году получила премии за лучшее исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате. Но главный показатель успеха заключался в том, что актрисой заинтересовались именитые режиссеры и стали наперебой приглашать ее сниматься. Теперь она получила возможность попробовать свои творческие силы в работе с разными режиссерами. Следующую большую роль Сафонова сыграла в фильме Н.Михалкова «Очи черные», который, в отличие от Масленникова, работающего легко и с юмором, показался актрисе настоящим деспотом. Михалков заранее выстраивает определенный мир фильма и предоставляет актеру свободу творчества только в жестких рамках своего видения будущей картины. В фильме «Очи черные» (1986) Сафонова сыграла роль Анны и была удостоена приза «Давид Ди Донателло». Работа в этих двух фильмах показала, что на данном этапе наиболее органичным жанром для Сафоновой является мелодрама. В жанре мелодрамы был также снят фильм И.Дыховичного «Принцесса на бобах» (1995), где Сафонова сыграла роль Шереметевой. Это был очередной успех актрисы, она получила за свою роль премию Со-чинского кинофестиваля и фестиваля актеров кино «Созвездие».

В современном российском кино Сафонова развивает амплуа интеллектуальной героини. В этом качестве она выглядит на экране вполне естественно, поскольку и в жизни обладает незаурядным умом, постоянно анализирует свою собственную игру, манеру и стиль режиссера. Например, режиссер Дыховичный заинтересовал актрису тем, что он проживает содержание фильма как собственную жизнь, полностью растворяясь в его сюжете. Примерно в то же время Сафонова получила еще один приз, «Нику», за лучшую женскую роль в картине «President & его женщина» сценариста и режиссера Е.Райской.

Ко времени съемок последних двух фильмов Сафонова уже жила на два дома: она вышла замуж за французского актера С.Лабартона и переселилась в Париж, регулярно наезжая в Москву, где у нее оставалась работа.

Общение с французами обогатило представления Сафоновой об этом народе. Она убедилась, что все люди очень похожи друг на друга, несмотря на то, что живут они в разных условиях. Для нее не составило труда полностью перейти на французский язык. В новом браке у Сафоновой родился второй сын, и с детьми она тоже разговаривает по-французски.

Освоив другой менталитет, Сафонова через некоторое время продолжила во Франции и свою профессиональную карьеру. Она сыграла в том же спектакле, где был занят ее муж, — в пьесе Жан-Мари Бессе, посвященной гей-культуре. Русская актриса блестяще справилась со своей ролью и заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого Сафонова получила сразу несколько предложений от французских режиссеров, одно из них очень заинтересовало актрису. Она должна сыграть жену С.Дали, русскую по происхождению. Чтобы легче войти в новую среду, Сафонова решила играть во французском кино и театре роли иностранок. Она уже работает над ролью М.Цветаевой в парижском «Театре 13».

За то время, что она живет во Франции, актриса снялась и в нескольких европейских картинах — «Аккомпаниаторша», «Женщина на ветру», «Мадемуазель О», «Ветер с Востока», «Посмотри на меня».

После довольно продолжительного перерыва Сафонова снова вернулась в российское кино, снявшись в продолжении картины «Зимняя вишня» у режиссера Масленникова. А сейчас она занята у режиссера А.Зернова в сериале «Все красное», своеобразном дайджесте по произведениям польской писательницы И.Хмелевской, которая свои детективные истории разбавляет не менее интересно закрученной личной интригой. Так что Сафонова продолжает играть женщин с разными судьбами и непростыми проблемами. Для нее главное, чтобы роль не была скучной. Ведь она и в жизни любит посидеть на кухне с подругами, подурачиться, пошутить. Поэтому она не похожа на своих экранных трагических и драматических героинь.

Елена Сафонова считает, что она состоялась как актриса. Причем в равной степени в двух странах — России и Франции. Возможно, именно поэтому она и живет с чувством глубокого удовлетворения. Даже одевается она так, как видит себя, и главным в одежде считает удобство. Косметику же предпочитает французскую.

Никаких диет и специальных операций по уходу за кожей не признает, полагая, что все должно быть естественным. Возможно, в этом и заключается секрет обаяния актрисы —в любых обстоятельствах оставаться самой собой, не стараясь подделываться под вкусы окружающих










Hosted by uCoz