Вечерние Вести

 

Елена Сафонова:
"В жизни позволено все, кроме подлости"

Самая знаменитая роль Елены Сафоновой — в сериале «Зимняя вишня» — в чем-то оказалась для нее пророческой. В судьбе актрисы во многом повторилась судьба ее героини — и расставание с любимым, который не смог оставить свою семью, и встреча с заморским принцем, причем даже не с одним...

— Елена Всеволодовна, вы увлекающаяся натура?

— Да, я влюбчивая. И на съемочной площадке тоже. Это помогает в работе. В жизни, я думаю, позволено все, кроме подлости.


Глупо делать вид, что ты святая. Я не ханжа. Поэтому делаю то, что доставляет мне удовольствие.

— Сюжет «Зимней вишни» напоминает вашу собственную жизнь...

— И у меня были романы с женатыми мужчинами. И с неженатыми тоже. Затяжными они не были: зачем женатому человеку было уходить от жены и жить со мной, если я сама не была уверена, что хочу и могу с ним жить? Мужчины в некотором смысле все невероятно одинаковые. Только лица разные...

— Кажется, вам везло на иностранцев.

— В моей жизни были американец и итальянец. Причем последний слыл одним из богатейших людей Италии и имел даже свой остров недалеко от Сицилии. Он предлагал мне переехать к нему насовсем с мамой, сыном и всем имуществом. Но я отказалась. Знаете, мне кажется, что большинство иностранцев — прилизанные люди в галстуках с непроницаемыми лицами и ненатуральными улыбками. Для меня они похожи на рыб — такие же холодные и скользкие.

— И тем не менее вы все-таки вышли за иностранца и уехали к нему...

— На съемках я познакомилась с актером Самюэлем Лабардом. Он — француз из Швейцарии. У меня, правда, уже был опыт неудачного брака с актером. Это было у нас в России. Я родила сына Ваню, но с мужем мы все же расстались. Однако в этот раз я понадеялась на наше русское авось и снова отправилась под венец. Потом вместе с сыном Ваней переехала в Париж, к своему новому мужу.

— Как вам жилось во Франции?

— Поначалу весьма неплохо. Ванечка быстро нашел друзей среди французских мальчишек. Меня пригласили работать в театр, я сыграла в спектакле, который имел оглушительный успех. Вскоре родился мой второй сын Александр. Хотя из России я уехала, меня снова начали активно снимать на родине.

— Почему же эта райская жизнь закончилась?

— Не выдержал мой муж Самюэль. Он поставил мне условие: или дом, или кино.

— И что же вы выбрали?

— Я долго думала. Почти уже хотела отказаться от актерской карьеры, сидеть дома и воспитывать детей. Но потом все же решила расстаться с мужем. И причина вовсе не в дилемме дом или работа.

— А в чем же?

— Я очень скучала по Москве, по России. Мне казался совершенно чуждым французский менталитет. Они, в отличие от нас, удивительно законопослушные люди. Русские — широкая душа, необязательность во всем, щедрость, близкая к расточительству... Ну кто, например, у нас платит за квартиру точно в срок? А в Париже это нужно делать в определенный день, и ни днем позже. Если к тебе приехали гости, ты обязан пойти в полицию и их зарегистрировать. Если снимаешь квартиру, нужно регулярно отмечаться в жандармерии, а иначе оштрафуют. Все это очень скучно и безумно сложно... Я не могу жить там, где цивилизация полностью заменила культуру общения, которая, возможно, все-таки была там раньше, судя по романам Мопассана. Вся этика общества построена на том, что внешне все очень вежливые, как в Версале. А когда возвращаются домой, могут и подраться безобразно. Если случится с тобой беда, руку никто не протянет.

— И вы не выдержали?

— Я — очень независимый человек, не люблю подчиняться обстоятельствам. Я сама зарабатываю деньги, меня устраивает положение независимой женщины. Подхватила в охапку Ванюшку и уехала в Москву.

— Без младшего сына?

— Самюэль не захотел отдавать Сашу. Благодаря французским законам ему удалось это сделать. Был тяжелый бракоразводный процесс, я боролась, но победил Лабард. Однако я не теряю надежды вернуть Александра.

— Многим кажется, что для людей из мира искусства дети, дом — это второстепенное, не слишком важное. Главное — работа, творчество...

— У меня не так. Еще когда Ванечка родился, я подумала: ну вот наконец-то главное в жизни сделано. Если бы у меня не было детей, я бы, наверное, очень переживала. Как будто упустила самое важное. Дети придают цельность жизни женщины. Да и мужчины тоже...

— Ваши родители кинематографисты?

— Кино у нас было семейным делом. Моя мама, Валерия Рублева, всю жизнь проработала вторым режиссером на «Мосфильме». Папа, Всеволод Сафонов, — замечательный российский актер. Какие прекрасные роли сыграл он в фильмах «Солдаты», «Цель его жизни», «Дело пестрых», «По ту сторону», «Тишина», «Белорусский вокзал». У него была огромная популярность в пятидесятые-шестидесятые годы. С мамой, к сожалению, он расстался. В последние годы жизни женой папы была актриса Эльза Леждей. Папа умер в 1992 году от рака.

— Вероятно, у девочки из такой семьи не было сомнений по поводу выбора профессии.

— Я жила рядом с киностудией «Мосфильм». Детьми мы бегали туда играть и видели через окно, как гримируется Евстигнеев. И бросали в окно снежками, а он грозил нам салфеткой. Мое детство прошло в киноэкспедициях, куда меня брал отец. Иногда я засыпала на коробках с пленкой, постоянно помогала осветителям, звукооператорам, кому-то что-то подносила. Папино влияние предопределило мою будущую профессию. Да я ничего другого и не умею, разве что готовить.

Геннадий ФРОЛОВ










Hosted by uCoz