Вечерние Вести
Елена Сафонова:
"В жизни позволено все, кроме подлости"
Самая знаменитая роль Елены Сафоновой — в сериале «Зимняя вишня»
— в чем-то оказалась для нее пророческой. В судьбе актрисы во многом
повторилась судьба ее героини — и расставание с любимым, который
не смог оставить свою семью, и встреча с заморским принцем, причем
даже не с одним...
— Елена Всеволодовна, вы увлекающаяся натура?
— Да, я влюбчивая. И на съемочной площадке тоже. Это помогает
в работе. В жизни, я думаю, позволено все, кроме подлости.
Глупо делать вид, что ты святая. Я не ханжа. Поэтому делаю то, что
доставляет мне удовольствие.
— Сюжет «Зимней вишни» напоминает вашу собственную жизнь...
— И у меня были романы с женатыми мужчинами. И с неженатыми тоже.
Затяжными они не были: зачем женатому человеку было уходить от жены
и жить со мной, если я сама не была уверена, что хочу и могу с ним
жить? Мужчины в некотором смысле все невероятно одинаковые. Только
лица разные...
— Кажется, вам везло на иностранцев.
— В моей жизни были американец и итальянец. Причем последний слыл
одним из богатейших людей Италии и имел даже свой остров недалеко
от Сицилии. Он предлагал мне переехать к нему насовсем с мамой,
сыном и всем имуществом. Но я отказалась. Знаете, мне кажется, что
большинство иностранцев — прилизанные люди в галстуках с непроницаемыми
лицами и ненатуральными улыбками. Для меня они похожи на рыб — такие
же холодные и скользкие.
— И тем не менее вы все-таки вышли за иностранца и уехали к нему...
— На съемках я познакомилась с актером Самюэлем Лабардом. Он —
француз из Швейцарии. У меня, правда, уже был опыт неудачного брака
с актером. Это было у нас в России. Я родила сына Ваню, но с мужем
мы все же расстались. Однако в этот раз я понадеялась на наше русское
авось и снова отправилась под венец. Потом вместе с сыном Ваней
переехала в Париж, к своему новому мужу.
— Как вам жилось во Франции?
— Поначалу весьма неплохо. Ванечка быстро нашел друзей среди французских
мальчишек. Меня пригласили работать в театр, я сыграла в спектакле,
который имел оглушительный успех. Вскоре родился мой второй сын
Александр. Хотя из России я уехала, меня снова начали активно снимать
на родине.
— Почему же эта райская жизнь закончилась?
— Не выдержал мой муж Самюэль. Он поставил мне условие: или дом,
или кино.
— И что же вы выбрали?
— Я долго думала. Почти уже хотела отказаться от актерской карьеры,
сидеть дома и воспитывать детей. Но потом все же решила расстаться
с мужем. И причина вовсе не в дилемме дом или работа.
— А в чем же?
— Я очень скучала по Москве, по России. Мне казался совершенно
чуждым французский менталитет. Они, в отличие от нас, удивительно
законопослушные люди. Русские — широкая душа, необязательность во
всем, щедрость, близкая к расточительству... Ну кто, например, у
нас платит за квартиру точно в срок? А в Париже это нужно делать
в определенный день, и ни днем позже. Если к тебе приехали гости,
ты обязан пойти в полицию и их зарегистрировать. Если снимаешь квартиру,
нужно регулярно отмечаться в жандармерии, а иначе оштрафуют. Все
это очень скучно и безумно сложно... Я не могу жить там, где цивилизация
полностью заменила культуру общения, которая, возможно, все-таки
была там раньше, судя по романам Мопассана. Вся этика общества построена
на том, что внешне все очень вежливые, как в Версале. А когда возвращаются
домой, могут и подраться безобразно. Если случится с тобой беда,
руку никто не протянет.
— И вы не выдержали?
— Я — очень независимый человек, не люблю подчиняться обстоятельствам.
Я сама зарабатываю деньги, меня устраивает положение независимой
женщины. Подхватила в охапку Ванюшку и уехала в Москву.
— Без младшего сына?
— Самюэль не захотел отдавать Сашу. Благодаря французским законам
ему удалось это сделать. Был тяжелый бракоразводный процесс, я боролась,
но победил Лабард. Однако я не теряю надежды вернуть Александра.
— Многим кажется, что для людей из мира искусства дети, дом —
это второстепенное, не слишком важное. Главное — работа, творчество...
— У меня не так. Еще когда Ванечка родился, я подумала: ну вот
наконец-то главное в жизни сделано. Если бы у меня не было детей,
я бы, наверное, очень переживала. Как будто упустила самое важное.
Дети придают цельность жизни женщины. Да и мужчины тоже...
— Ваши родители кинематографисты?
— Кино у нас было семейным делом. Моя мама, Валерия Рублева, всю
жизнь проработала вторым режиссером на «Мосфильме». Папа, Всеволод
Сафонов, — замечательный российский актер. Какие прекрасные роли
сыграл он в фильмах «Солдаты», «Цель его жизни», «Дело пестрых»,
«По ту сторону», «Тишина», «Белорусский вокзал». У него была огромная
популярность в пятидесятые-шестидесятые годы. С мамой, к сожалению,
он расстался. В последние годы жизни женой папы была актриса Эльза
Леждей. Папа умер в 1992 году от рака.
— Вероятно, у девочки из такой семьи не было сомнений по поводу
выбора профессии.
— Я жила рядом с киностудией «Мосфильм». Детьми мы бегали туда
играть и видели через окно, как гримируется Евстигнеев. И бросали
в окно снежками, а он грозил нам салфеткой. Мое детство прошло в
киноэкспедициях, куда меня брал отец. Иногда я засыпала на коробках
с пленкой, постоянно помогала осветителям, звукооператорам, кому-то
что-то подносила. Папино влияние предопределило мою будущую профессию.
Да я ничего другого и не умею, разве что готовить.
Геннадий ФРОЛОВ
|